180 лет российским железным дорогам, продолжение

Строительство железной дороги

Строительство железной дороги.
Фотография с сайта http://super-chlen.ru/

Было гладко на бумаге, да попали на овраги

Для финансирования строительства железной дороги было создано акционерное общество. Оно обеспечивало покрытие расходов, а государство безвозмездно передавало АО земли, по которым пройдет Царскосельская железная дорога.

Николаю I удалось договориться с младшим братом Михаилом, владельцем Павловска, о строительстве конечной станции на территории парка.*

*Правда, не вдруг, Михаил не входил в число сторонников железной дороги. И только обещание построить в парке «беседку для музыки, как в Баден-Бадене и других немецких курортах» смирило его с затеянным старшим братом предприятием.

Единственным камнем преткновения к осуществлению проекта остался кусок земли на берегу Фонтанки, где планировалось построить петербургскую станцию. Владелец земли, почуяв легкую наживу, запросил такую цену, что оказалось дешевле изменить проект.

Царскосельский вокзал в Петербурге

Второй Царскосельский вокзал в СПб Фрагмент картины с сайта http://tsarselo.ru/

Таким образом первая станция Царскосельской железной дороги была построена на краю Семеновского плаца (приблизительно там, где сейчас находится станция метро «Пушкинская»)

Строительство железной дороги началось в мае 1836 года и велось одновременно на восьми участках. Однако задача оказалась сложнее, чем видел ее автор проекта, и уже к осени 1836 года стало понятно, что к намеченному сроку (1 октября 1836 года) стройку не закончить, тем более, что и строительный сезон подходил к концу.

В ожидании краха проекта противники железной дороги не скрывают радости, а Герстнер, дабы  не потерять доверия, публикует отчеты о ходе стройки. А чтобы не потерять «Лицо» и поднять авторитет, он принимает решение о пуске небольшого участка между Царским Селом и Павловском.

И вот 27 сентября были сформированы два состава покрывшие расстояние между царскими резиденциями за двадцать минут. Правда тянули эти составы не паровозы (они появились только через два месяца), а четыре лошади (по две на каждый состав).

Об испытаниях первой железной дорогиПотребовался еще целый год, чтобы довести все работы до полного завершения.

Царскосельская железная дорога30 октября (11 ноября по новому стилю) 1837 года состоялось официальное открытие Царскосельской железной дороги. Санкт-Петербургские ведомости писали об этом событии так:

В газете «Ведомости» в тот день можно было прочесть заметку:

Газеты об открытие железной дорогиГазеты наперебой публиковали восторженными отзывы, горожане обменивались впечатлениями, изображения паровозов запестрели на плакатах и обертках конфет. В Александринке с аншлагом шел водевиль «Поездка в Царское Село»…

«Железный конь» завоевал сердца публики. Российская железная дорога начала свой долгий и длинный путь в пространстве и времени.

Вместо эпилога

Вы не обращали внимания, что в город, его архитектуре иногда можно заметить любопытные черты времени?

Вам ничего не напоминает Привокзальная площадь Царского Села? 

Привокзальная площадь в Царском СелеА если так, сверху?

Привокзальная площадь в Царском Селе

Привокзальная площадь в Царском Селе. Фото с сайта http://tsarselo.ru/

Правильно, Невский трезубец. 

Невский трезубец.

Невский трезубец. Фрагмент фотографии с сайта http://www.photosight.ru/ 

При строительстве Петербурга главная задача России — флот, и в центре новой столицы — Адмиралтействе — собираются лучи главных городских магистралей. 

Проходит время, промышленность набирает обороты и водные артерии — основные пути для перевозки грузов — уже не справляются с транспортным потоком. На фотографиях старого Петербурга можно видеть, как много судов (от больших барж до маленьких лодочек) стоит вдоль набережных петербургских рек и каналов. 

В XIX веке железная дорога становится символом скорости, прогресса, новой жизни. 

…Правда простой народ не очень доверяет ей. Конная тяга все еще пользуется бОльшим доверием, чем «Неблагословенная», как ее прозвали в народе, железная дорога.*

Будто бы кто-то (не противники ли нового проекта?) пустил по городу слух, что ее отказался благословить митрополит… 

Тем не менее сам поезд окрестили: «Чудо-пароход», и именно под этим названием он вошел в знаменитую «Попутную» песню Михаила Глинки. 

Если верить легендам, то доказать безопасность железной дороги взялся сам Николай I весьма оригинальным способом. Он велел поставить на железнодорожную платформу свой конный экипаж, сел в него и таким образом доехал до Царского Села. 

Хоть и император, а все ж человек, со своими страхами и сомнениями. 

Сохранилась легенда и о первом директоре Царскосельской дороги, который будто бы написал на своей визитной карточке: 

 Direkteur du chemin de fer Petersbourg a Tsarskoe Selo et retour , что в буквальном переводе означало: «Директор железной дороги Санкт-Петербург — Царское Село и обратно».

Источники:

Царскосельская железная дорога

Санкт-Петербург. Витебский (Царскосельский) вокзал 

 Петербург – родина отечественных железных дорог 

© Елена Асташкевич, блог Я - петербурженка

Подпишитесь на обновления блога:



Понравилось? Расскажите друзьям:

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Подпишитесь на новости

Ваш e-mail:


Петербурженка В Контакте

О Петербурге с любовью

Для всех, кто любит Петербург.

© 2017 Я — петербурженка  Войти