180 лет российским железным дорогам

Первая железная дорога в России180 лет назад, 11 ноября (30 октября по старому стилю) 1837 года, была открыта первая пассажирская железная дорога в России. Первая железнодорожная ветка была небольшой — всего 25 с половиной верст. Она соединила Санкт-Петербург с Царским Селом и Павловском.

Железные дороги к этому времени не были сенсационным новшеством. С появлением машинного производства, возникновением крупных предприятий в середине XVIII века начинается бурный подъем промышленности, а универсальная паровая машина Джеймса Уатта произвела настоящую революцию. Появилась необходимость в совершенствовании транспорта.

Предыстория

Поиски новых решений коснулись и патриархальной России. Еще при Павле I был создан Департамент водных коммуникаций, полномочия которого были расширены в 1809 году, когда к вопросам водных путей были добавлены и сухопутные дороги.*

*Департамент переименовали в Управление водяными и сухопутными сообщениями.

Тогда же был открыт военный Институт корпуса путей сообщения, который с 1835 года начал готовить инженеров для строительства железных дорог.

Известно, что уже в 1755 году на алтайских рудниках работал узкоколейный деревянный путь на конной тяге, а в 1788 в Петрозаводске  был построен «Чугунный колесопровод», по сути первая железная дорога России. Но и она была «грузовой», использовалась для нужд Александровского завода.

И, конечно, нельзя не вспомнить братьев Черепановых, по проекту которых была построена нижнетагильская дорога и паровоз оригинальной конструкции, доставлявший руду из шахт на завод.

И все же это были только промышленные местные ветки, не имевшие ничего общего с железной дорогой, которая была бы доступной для всех, как промышленников, так и обывателей.

По приглашению Горного ведомства

В 1834 году в Россию Горным ведомством был приглашен Франц Антон фон Герстнер для «обозрения горных заводов».

Проводя требуемые работы, Ф. Герстнер не мог не оценить перспективы строительства железных дорог на российских просторах. Ошеломленный перспективами, Герстнер предложил Николаю I создать в России сеть железных дорог. Для обоснования предложения австрийский инженер представил императору подробную записку, в которой подчеркивал эффективность, и даже насущную необходимость проекта. Франц Антон фон Герстнер

В январе 1835 года состоялась аудиенция у Николая I, на которой Герстнер обращает внимание императора на военно-стратегическую важность железных дорог, которые позволят перемещать бОльшее количество войск за гораздо меньшее время.

Увлеченный инженер позволил себе и патриотический посыл к Николаю I, намекнув, что в Великобритании уже десять лет передвигаются «по железке», тогда как великая Россия все еще тащится на санях и телегах по своим необъятным просторам.

Николаю I идея, вероятно, понравилась. Он был прекрасным инженером и его бывшее звание генерал-инспектора по инженерной части было не пустым звуком. Именно при Николае I вошли в российскую жизнь многие технические новинки. Прекрасно понимая значение технического прогресса, Николай I не мог не понимать важность железнодорожного транспорта.

Уже на третьей записке Франца Герстнера Николай I оставил резолюцию:

«Читал с большим вниманием и убеждён, как и прежде был, в пользе сего дела».

Но в то время сторонников радикальных перемен, каковой могла стать железная дорога, было значительно меньше, чем противников. Последние же сетовали на российский климат, где по полгода царствуют мороз и вьюги. К этому доводу добавлялось и огромное количество топлива, которое потребуется на обслуживание поездов. Вспоминали и иностранных специалистов, которые выдвигали пугающие прогнозы.

Возможно эти опасения были связаны с недостаточной технической подготовкой населения, не исключено, что имела место инерция и страх (по старинке-то проще и надежнее, а как там еще будет, кто его знает?).

Петербурженка размышляет: В то время железные дороги были достаточно спорным проектом, о рентабельности которого можно было спорить до хрипоты. Одно дело построить доходный дом и через год-два, вернув вложения, начать получать прибыль. Другое дело закопать в землю миллионы, и…?

Но это не более, чем предположение современного человека, пытающегося поставить себя на место человека из века XIX.

Тем не менее железные дороги России были необходимы. Однако специально собранная комиссия, в состав которой вошли высшие чиновники, рассмотрев проект Франца Герстнера, пришла к выводу, что прокладка сотен верст железнодорожных путей будет непосильной для бюджета, да и условия русской зимы не позволят успешно осуществлять движение поездов.

Николай I проявил настойчивость. Император не собирался отказываться от захватившей его идеи. Разрешение на строительство экспериментальной* железной дороги звучало по-деловому кратко:

 «Дорогу в Царское Село дозволяю, буде представит мне планы».

 *Надо заметить, что многие технические новшества при Николае I проходили своеобразные испытания при Императорском дворе. И только  после этого распространялись по всей России.

Так и Царскосельская дорога стала «пробой», которая должна была показать насколько реально устройство железнодорожного сообщения в условиях нашего сурового климата.

Продолжение следует…

P.S. К 150-летию первой российской железной дороги (1987 год) на Витебском вокзале был установлен макет первого поезда  с паровозом «Проворный».

Паровоз "Проворный"Не забыт был и строитель первой российской железной дороги: в 1997 году на стене Витебского вокзала появилась памятная доска «Францу Антону фон Герстнеру».

Францу Антону фон ГерстнеруА через 10 лет, в 2007 году, в световом зале Витебского вокзала установлен памятник этому выдающемуся инженеру.

© Елена Асташкевич, блог Я - петербурженка

Подпишитесь на обновления блога:



Понравилось? Расскажите друзьям:

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Подпишитесь на новости

Ваш e-mail:


Петербурженка В Контакте

О Петербурге с любовью

Для всех, кто любит Петербург.

© 2017 Я — петербурженка  Войти