Белая башня в Царском Селе
  • Царское Село. Софийский собор
  • Царь-ванна в Баболовском парке
  • " />

    Грот в Царском Селе

            24 Июнь 2015

    "Грот" в царском селе В 1749 году  по повелению Елизаветы Петровны на берегу Большого пруда возводится павильон Грот. Это одно из старейших парковых сооружений и первое, украсившее берег главного водоема Екатерининского парка.

    Павильон Грот в Екатерининском парке По проекту Растрелли с трех сторон вода подступала к стенам Грота, и только задняя стена павильона выходила на сушу. Так что Елизавета “вышедши из Грота, могла сесть в лодку и отправиться по большому пруду на бекасиную охоту”.

    Как видно на рисунке, первоначально, крышу окружала балюстрада, которую украшали статуи и вазы. Венчала купол ваза с экзотическим растением, позже замененная изображением фонтана, а скаты фронтонов украшали скульптуры.

    Растрелли писал:

    Растрелли о павильоне Грот в Царском СелеГрот является связующим звеном регулярной и пейзажной части парка. Фасады, выходящие в парк и на берег пруда – одинаковы, что не было характерно для построек Растрелли. Но именно этот прием подчеркивает равное значение Грота, как в композиции Старого сада, так и в панораме Большого пруда.

    Внутри павильон был разделен арками на три части. Оформление стен центрального зала по замыслу обер-архитектора предполагалось выполнить из грубого туфа и украсить раковинами. На выполнение такого убранства потребовалось 210 крупных и до 280 килограммов мелких раковин.

    Растрелли об отделке павильона Грот в Царском СелеПодобная отделка требовала специальных мастеров «гротического дела», и для этой цели в Царское Село был приглашен итальянец Игнатий Россий.

    В таком виде павильон простоял около 15 лет. Уже в 1770 году по распоряжению Екатерины II была разобрана балюстрада и пристань, а в 1771 году приказано «исправить» и штукатурный декор по проекту архитектора В.И. Неелова. Зодчий сделал проект и внутренней переделки Грота, однако, известно, что работы по отделке интерьеров выполнялись уже по рисункам Антонио Ринальди, творчество которого (более близкое к классицизму) более отвечало вкусам Екатерины II.

    Павильон Грот в Екатерининском парке Царского СелаПришлось отказаться и от внутренней отделки туфом и раковинами. От сырости раковины выпадали, а другие отдирались от стен «шалунами». Так постепенно облик Грота изменился.

    Но, если внешний вид павильона сохранил растреллиевскую пышность, то интерьер Грота стал совсем другим. Изысканный и тонкий декор стен, выполненный по рисункам Антонио Ринальди, сохранилась до наших дней.

    Здесь разместилась скульптурная коллекция Екатерины, а потому в описаниях Царского Села 18 века Грот называют «залой антиков».

    Павильон Грот. Царское Село.Теперь Грот не просто давал прохладу, он стал обителью просвещенной монархини, демонстрируя тонкость вкуса хозяйки, очень полюбившей этот павильон.

    В ранние утренние часы здесь любила заниматься государственными делами Екатерина Великая: подписывала указы, выслушивала доклады. Во время утренних «занятий» императрицы по свидетельству М.И. Пыляева в сад никого не пускали.

    Ему вторит Державин:

    Г.Р. Державин "Развалины"Екатерина, считавшая себя просвещенной монархиней и водившая дружбу с вольнодумными философами Вольтером и Дидро, поместила в Грот мраморную статую Вольтера, сидящего в кресле, работы французского скульптора Ж.А. Гудона.

    из письма Екатерины к ГриммуОколо десяти лет философ делил утренние часы с Екатериной Великой, а потом случилось непредвиденное: «просвещенная» императрица разгневалась на вольнодумного философа!

    Статуя Вольтера работы ГудонаВ 1791 году в Париже начались революционные волнения, участники которых подняли на щит идеи Вольтера, назвав его «вдохновителем борьбы за народную свободу». Этого Екатерина не простила  французскому просветителю: статую Вольтера «выслали» из Царскосельского Грота.

    Екатерина “отправила статую в бессрочную ссылку”. Исчезнув из Царскосельского грота, француз вольнодумец так нигде и не появился. Долгое время судьба скульптуры была неизвестна.

    Пока в 1831 году с ней нос к носу не столкнулся А.С. Пушкин*.

    *Приступив к написанию истории Петра, Первого А.С. Пушкин добился разрешения у Николая Первого поработать с документами, отправленными Ломоносовым и Шуваловым Вольтеру, когда тот писал книгу “История России при Петре Великом”.

    Именно тогда стало известно, что статуя философа “заключена” в одной из комнат старого Эрмитажа вместе с библиотекой Вольтера*, вход куда был строжайше запрещен.

    *После смерти Вольтера его бумаги и библиотека были приобретены Екатериной и привезены в Россию для собственной “комнатной” библиотеки. Известно, что ее не без гордости показывали иностранным путешественникам и дипломатам. Так продолжалось до прихода к власти Николая I, который прикрыл доступ к “пособиям” для вольтерьянцев. Только в царствование Александра II по его личному распоряжению, собрание Вольтера было передано в Императорскую публичную библиотеку.

    Пушкин нашел изваяние Вольтера в закрытом эрмитажном хранилище, втиснутым между книжными полками. Скульптура очень понравилась поэту, он даже сделал ее набросок в своей записной книжке.

    Но на всеобщее обозрение работа Гудона была выставлена только в 1887 году.

    Однако пора вернуться в Царское Село. Мы оставили Екатерину, когда она “рассталась” с Вольтером.

    И куда девалось все просвещенное мировоззрение? Теперь место вольнодумца Вольтера в Гроте заняли скульптурные портреты монархов: Людовика XIV, императора Иосифа II, Монтесумы, последнего мексиканского государя; султана Солимана и любимой его жены, с полузакрытым лицом…

    Вот и верь после этого просвещенным монархам)))

    Когда на смену XVIII (женскому) веку пришел век XIX, Грот перестал пользоваться тем вниманием царских особ, что было при женском правлении.

    Растреллиевское здание ветшает и к 1817 году В.П. Стасов делает  проект перестройки павильона.

    Стасов - Грот в Царском Селе.Судя по сохранившемуся чертежу, новый проект должен был полностью изменить Грот, к счастью (по-моему, к счастью), этого не случилось, и в начале 1830-х годов Грот был восстановлен в том виде, который был задуман  чародеем русского барокко Растрелли.

    Перед Гротом насыпали берег и устроили пристань (автор архитектор А.Ф. Видов).

    Если Высочайший двор находился в Царском Селе, у этой пристани в праздник Крещения и 1 августа, в день памяти преподобного Серафима Саровского, происходило водосвятие.

    В XIX веке здесь были установлены Скульптуры “Умирающий Галл” и “Гладиатор”, а внутри павильона до середины того же века стояла большая статуя Императрицы Екатерины II в виде Минервы (скульптор Рашет).

    После освобождения города Пушкин во время Великой Отечественной войны у Грота нашли две 250-килограммовые бомбы, соединенные электрическими проводами с такими же бомбами в Зубовском корпусе, Камероновой галерее и Большом дворце. В павильоне находился часовой механизм для взрыва всех памятников.

    Наши саперы успели вовремя: подрывная команда гитлеровцев была уничтожена, взрыва не случилось.

    А. Кучумов письмо  жене от 23 июня 1944 года

    Грот Екатерининского паркаСейчас купол Грота утратил свой богатый декор, но после войны еще можно было видеть деревянную причудливую резьбу…

    Скульптуры «Умирающий галл» и «Гладиатор» перед немецкой оккупацией успели укрыть под землей. После войны скульптуры заняли свое привычное место.

    Царское Село. Гладиатор. 2014Петербурженка: скульптуры, сохраненные в пожарах страшной войны, пострадали в наше “цивилизованное” время. Пару лет назад у гладиатора была рука.В прошлом году, увы, ее сломали. Правда сейчас скульптуру сняли с постамента. Будем надеяться, что скульптуру вылечат. И тем не менее – печально… 

    В 1950-х годах в павильоне размещался буфет, а в 1956 – здесь работал кинолекторий.

    Царское Село, Екатерининский парк, 1965Такую пристань я не помню, хотя в Пушкин в детстве ездила очень часто. Может быть потому, что наши семейные вылазки в Царское Село чаще случались зимой? 

    Царское Село, Екатерининский парк.А вот лодки на Большом пруду помню хорошо. Нужно было выстоять изрядную очередь, чтобы помахать веслами.

    Царское село, Екатерининский паркСейчас лодок нет: не слышно веселого плеска весел, смех не разносится над гладью пруда. Тишина и гармония…

    Большой пруд Екатерининского парк, гондола…только гондолу* иногда можно увидеть на водной глади, и то если ветра нет. 

    *Гондолы были подарены Венецией к 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга, но на мощной Неве неустойчивым венецианским лодкам не нашлось применения, и они обосновались на Большом пруду Екатерининского парка.

    Царское Село. Екатерининский паркВ 1971-1972 годах новая пристань в граните подошла широкими ступенями к самой воде.

    В настоящее время в павильоне Грот проводятся временные выставки.

    {lang: 'ru'}
    Подпишитесь на обновления блога:

    Поделиться в социальных сетях:

    Предыдущий пост:     ←
    Следующий пост:    

    Об авторе

    К записи "Грот в Царском Селе" оставлено 13 коммент.

    1. Хилола пишет:

      Красота необыкновенная!

    2. Татьяна пишет:

      спасибо! познавательно!

    3. Людмила пишет:

      Всегда приятно узнавать, что старинное уникальное здание сохранено и реставрировано в первозданном виде. Давно не была в Царском Селе, чем старше становлюсь, тем сложнее выбраться

      • Петербурженка пишет:

        У меня сейчас в гостинице живут две очаровательные москвички лет под восемьдесят. Гуляют, устают, но счастливы!!!

    4. Anna пишет:

      Как я по светлому завидую этим москвичкам!!! Очень интересный рассказ! Читаешь, как поэму! Спасибо за удовольствие прикоснуться к старине и волшебной красоте.

      • Петербурженка пишет:

        Ой, Аннушка, я иногда сама себе завидую. Некоторые постояльцы в гостинице, где я работаю, иногда заявляют, что уже все видели, все знают… Всегда удивляюсь: живу в Питере всю жизнь, а ВСЕГО так и не посмотрела. Ну, да у каждого свой взгляд, наверное)))

    5. Надежда Семеновна пишет:

      Очень красивые фотографии и рассказ Елена.
      Скульптуру Гудона помню с давних пор, всегда хотелось посмотреть
      на неё с разных сторон. Грот не видела давно, надо срочно в Царское село поехать.

    6. Trounin пишет:

      у каждого свой личный бассейн, у императрицы был такой

      • Петербурженка пишет:

        О Екатерине и Елизавете не знаю. Или не сохранились, или еще не было в то время. А вот у Александра I уже был “бассейн” – Царь-ванна

    7. Лидия пишет:

      Моя сестра уже давно “болеет” Питером… дала ей ссылку на Ваш блог… она в восторге от увиденного и прочитанного ! Вы так пишите, что за Вашим слогом чувствуется большая любовь к этому несравненному городу…

      • Петербурженка пишет:

        Спасибо, Лидия! Наверное, искренние любовь и увлеченность не могут не “заразить” собеседника)))

    Оставить свой комментарий

    2015 © Я – петербурженка · Вход · Работает на WordPress

    Goodwin