Мариинский дворец в Петербурге

Мариинский дворецМариинский дворец в отличие от Зимнего и Аничкова никогда не был резиденцией российских императоров. Тем не менее уже более ста лет он является одним из главных центров государственной вла­сти в Петербурге. И только имя и очень немногие из чудом сохранив­шихся интерьеров напоминают о совершенно ином предназначении и судьбе этого огромного дома.

Любимая дочь

Великая княгиня Мария НиколаевнаМариинский дворец — это великолепный свадебный подарок императора Николая I любимой старшей дочери Марии, выходившей замуж за принца Максимилиана-Евгения-Иосифа-Наполеона Лейхтенбергского.

Торжественное венчание молодых происходило в только что восстановленном после пожара 1837 года соборе Спаса Нерукотворного образа в Зимнем дворце 2 (по новому стилю — 14) июля 1839 года.

Незадолго до этого, 1 марта 1839 года, Николаем I был подписан указ о строительстве дворца для Марии Николаевны на Исаакиевской площади у Синего моста — на месте дворца И. Чернышева, сына знаменитого любимца Петра I.

Дворец Чернышова был возведен в правление Екатерины II. Затем Павел I подарил это здание принцу Конде. На доме появились украшения в виде лилии (именно такую эмблему имела династия французских королей Бурбонов) и надпись «Отель Конде».

Дворец ЧернышоваДворец Чернышова

Позже здесь находилась школа гвардейских подпрапорщиков, которую закончил М.Ю. Лермонтов. Правда, ко времени окончания обучения это военное заведение переехало в другое здание в конце Лермонтовского проспекта, где нынче установлен памятник поэту. А на этом месте началось строительство дворца для молодой великокняжеской четы.

Архитектурный проект нового дворца принадлежал 37-летнему Андрею Ивановичу (Генриху Густаву Клеменсу) Штакеншнейдеру. Были снесены три дома соседних с дворцом участках, и дворец занял всю ширину квартала по Исаакиевской площади от Вознесенского проспекта до переулка Антоненко (тогда он назывался Новым).

Здание  для любимой царской дочери и ее супруга должно было стать гораздо более обширным, благоустроенным и пышным. Левое крыло здания было полностью перестроено, а в правом сохранены фундамент и стены дворца Чернышева.

Мария Николаевна была вторым ребенком и первой дочерью великого князя, будущего императора Николая Павловича и его жены Александры Федоровны. Она родилась 6 (18) августа 1819 года в Красном Селе под Петербургом. Мария была одной из самых талантливых в семье — и одновременно наиболее непредсказуемой.

Ее сестра Ольга вспоминала:

Из воспоминаний о Великой княжне Марии Николаевне

Ольга особо отмечает, что Мария была внимательна к бедным, отзывчива на добрые дела, но нетерпима к притворству и принуждению.

Избранники пылкой души

Первым бурным увлечением Марии Николаевны был князь Александр Иванович Барятинский. В 1837 году ему было 22, ей — 18. Мария просила у отца разрешения выйти замуж за князя, но император не дал согласия на брак, а отправил Барятинского на Кавказ, где тот отличился во многих боях и был пожалован золотой саблей с надписью «За храбрость».

Вернувшись в Петербург, он получил приглашение на свадьбу Марии Николаевны с Максимилианом Лейхтенбергским… Впоследствии А. И. Барятинский стал главнокомандующим Кавказской армией, наместником Кавказа, фельдмаршалом. Но так и не женился.

Бракосочетание Марии Николаевны и Максимилиана Лейхтенбергского поразило всех своим великолепием. За православным венчанием последовало католическое. К свадьбе царь подарил дочери огромную малахитовую вазу, а жениху — великолепную саблю в ножнах, украшенных бриллиантами. Три зала Зимнего дворца были выделены для размещения приданого Марии Николаевны. Молодым было также подарено имение Сергиевка под Петербургом, где они провели медовый месяц. Этому предшествовали свадебные торжества в Зимнем и Аничковом дворцах.

Творение Андрея Штакеншнейдера 

На время, пока строился Мариинский дворец, молодым было предоставлено здание при Пажеском корпусе на Садовой улице. Но они внимательно наблюдали за постройкой своего дома и вносили коррективы в его планировку. Для Штакеншнейдера это было первым столь грандиозным и ответственным проектом. Многие конструкции применялись впервые в мировой практике. Особое внимание было уделено пожарной безопасности. Кроме паркетов, дворец был почти целиком построен из камня и металла.

Строительство дворца завершилось к началу 1845 года, 25 января он был сдан приемной комиссии и освящен, а затем на несколько месяцев открыт для посещений любопытствующей публики. В день дворец посещало до 15 тысяч человек Лишь к осени 1845 года хозяева окончательно обосновались в своем доме.Мариинский дворец. Синяя гостинаяВнутреннее устройство интерьеров Мариинского дворца проектировалось при непосредственном участии Николая I, Марии Николаевны и герцога Максимилиана. Две главные анфилады парадных залов располагались на втором этаже дворца, пересекаясь друг с другом.

Ротонда Мариинского дворцаВ центре пересечения располагалась Ротонда — обширный круглый зал высотой 17 метров с купольным фонарем и двухъярусной колоннадой. Над колоннами — галерея для оркестрантов и фриз с золочеными фигурами грифонов.

Далее следовали Помпейский зал, украшенный «древнепомпейскими» росписями, и галерея Зимнего сада с фонтанами, редкими растениями и множеством клеток с птицами. С другой стороны от Ротонды — Концертный зал, Помпейская галерея, Библиотека, Малая столовая.

Жилые комнаты герцога Лейхтенбергского и великой княгини Марии Николаевны располагались в правом крыле дворца: комнаты герцога окнами выходили на Исаакиевскую площадь; комнаты великой княгини находились во внутренней части дворца.

Мариинский дворец. Дворцовая церковьВ аттике дворца была размещена домовая церковь Святого Николая Чудотворца, оформленная в византийском стиле. Рядом располагалась Молельня с образами в стиле мозаик Киевской Софии. На первом этаже размещалась католическая капелла.

Мариинский дворец, пандусДостопримечательностью Мариинского дворца была Пандусная лестница — сооружение, по которому «можно ездить на колесах и ходить пешком без одышки».

Мария Николаевна была благодарна архитектору за это новшество, так как из-за болезни ног она не могла самостоятельно подниматься по лестнице и использовала для этого кресло на колесах.

Объединяющий все этажи здания пологий пандус держался на прочных чугунных конструкциях и был покрыт асфальтом. В градостроительной практике Петербурга это был уникальный случай.

Интерьеры дворца восхищали современников. Особый восторг вызывала Ротонда, освещаемая верхним светом. Она соединялась с квадратным залом и через него с зимним садом, самым большим в городе.

Хозяева дома

Великая княжна Мария Николаевна с мужемГерцог Максимилиан обладал многообразными талантами. Ему приходилось нести военную службу в чине генерал-майора от кавалерии, но основные его интересы были сосредоточены в области минералогии, гальванопластики, электрохимии. С 1844 года герцог возглавил Главное управление Корпуса горных инженеров. А незадолго до этого император назначил его президентом Академии художеств.

Для герцога были счастливыми лишь первые годы брака, хотя и они были омрачены смертью старшей дочери Александры, умершей в трехлетием возрасте. Позднее Мария Николаевна родила еще шестерых детей, но младший был сыном уже не герцога (хотя тот и дал ему свою фамилию), а человека, которого Мария Николаевна горячо полюбила в 1850-м году — графа Григория Александровича Строганова.

Герцог глубоко переживал охлаждение жены; невыносима для него была и гарнизонная служба. Сестра Марии Ольга с горечью пишет, что он оказался «в стране с полуцивилизованными обычаями и нравами, среди людей, иначе говорящих и думающих». Инспектируя уральские заводы, герцог простудился, и 20 октября 1852 года, на З6-м году жизни, скончался от чахотки.

Строганов, Григорий Александрович

Строганов, Григорий Александрович

Мария Николаевна прожила после смерти мужа еще 24 года. В 1854 году она тайно от отца вступила в морганатический брак с графом Г. А. Строгановым. Значительную часть времени чета проводила в Италии и Франции.

Мария Николаевна скончалась 9 февраля 1876 года, а через два года умер и Г. А Строганов.

Наследники великой княгини не смогли содержать столь огромный дворец  и в 1884 году продали Мариинский дворец казне.

По решению Александра III во дворце были размещены Государственный совет, Государственная канцелярия и Комитет министров.

По проекту Л. Н. Бенуа в 1906-1907 годах на месте прежнего Зимнего сада был создан Большой зал заседаний Государственного совета (до этого они обычно происходили в Ротонде). Групповой портрет членов этого совета сделал в начале 1900-х годов И.Е. Репин.Репин "Торжественное заседание Государственного совета"Его масштабное полотно «Торжественное заседание Государственного совета» не имеет себе равных в мировом искусстве. Картину выставили в Русском музее, где ее можно видеть и сегодня.

С этих пор дворец стал резиденцией государственных учреждений.

В 1917 году в Мариинском дворце заседало Временное правительство, в 1930-е здесь помещалась Промышленная академия, в блокаду — госпиталь, а с 1945 года дворец занимал Исполком Ленингорсовета, а с 1994 года здесь работает Законодательное собрание Санкт-Петербурга.

Петербурженка сетует:  увы, посмотреть дворцовые интерьеры достаточно проблематично, хотя в настоящее время экскурсии все же устраиваются, но только по предварительной записи. В советское время даже такой осмотр был невозможен.

Не могу утверждать наверняка, но скорее всего на таких экскурсиях и фотографировать не разрешается. Чем иначе объяснить то, что даже в огромной коллекции Яндекс-фоток (где я и поживилась картинками внутреннего убранства) фотографий интерьеров дворца раз, два и обчелся.

Мне когда-то довелось попасть в заветный дом, но дальше столовой меня не пустили. Туда были вхожи работники соседних учреждений и только по пропускам. Так что ни о каком внутреннем убранстве у меня не осталось даже воспоминаний. Но, надо отдать должное, слуг народа кормили очень хорошо, и по бросовым ценам.

Не оставил без внимания Мариинский дворец и городской фольклор. О лицемерии императора Николая I в обществе говорили так много, что оно косвенным образом отразилось даже в посмертных легендах о нем. В том числе и о Мариинском дворце.

Когда в 1859 году на Исаакиевской площади появился конный монумент императора, то, согласно легенде, впервые увидев памятник под окнами своего дворца Мария Николаевна решила, что отец отвернулся именно от нее. И будто бы усомнившись в искренности чувств своего отца, она навсегда покинула дворец.

Но, как вы понимаете, это не более, чем легенда.

Через пару десятилетий дворец снова вызывает интерес городской молвы. Романтическая любовь наследника престола цесаревича Николая Александровича к юной балерине Мариинского театра Матильде Кшесинской ни для кого не была тайной. Став императором, Николай II начинает одаривать свою грациозную фаворитку особняками. Чтобы видеть свою возлюбленную чаще, он предлагает ей поселиться в Мариинском дворце.

Но, рассказывает легенда, капризная фаворитка отказывается от такого щедрого дара, сославшись на то, что два императора на своих бронзовых конях уже повернулись спиной к Мариинскому дворцу, и ей вовсе не улыбается, чтобы к ним присоединился и третий)))

© Елена Асташкевич, блог Я - петербурженка

Подпишитесь на обновления блога:



Понравилось? Расскажите друзьям:

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Подпишитесь на новости

Ваш e-mail:


Петербурженка В Контакте

О Петербурге с любовью

Для всех, кто любит Петербург.

Облако меток
ВСЕГЕИ Васильевский остров Галерный и Матисов острова ДЛТ Екатерингоф Императорские сады России Кронштадт Новая голландия Павловск Петербург в миниатюре Петербург улыбается Петроградская сторона Романовы в Петербурге аббревиатуры Петербурга анонс выставки фестивали где загадать желание в Петербурге городская скульптура дворы Петербурга дома рассказывают допетровский петербург из истории Петербурга императорская семья Романовых интересные экскурсии история развития транспорта в России история строительства Петербурга картинки из прошлого кошки мифы легенды байки неформальные достопримечательности о блоге осень памятники Петру I персоны питерские художники праздники пригороды Петербурга прогулки ростральные колонны строительство Петербурга топонимика топонимика Петербурга фотографии чудаки и оригиналы этимология
© 2017 Я — петербурженка  Войти