Собственный садик в Екатерининском парке
В 1855 году часть Екатерининского парка Царского Села, от Зубовского корпуса Большого дворца до острова с Концертным залом, была отведена под Собственный садик, закрытый для публики.
Однако вернемся в век восемнадцатый. Точнее во вторую его половину, когда на смену регулярным (французским) паркам пришли пейзажные (английские). Уже в первые годы царствования Екатерина II затеяла работы по перепланировке большой части парка. Перед Зубовским флигелем появился Большой луг длиной более 200 метров, по сторонам которого были устроены дорожки.
Здесь же в 1771 году был установлен Кагульский обелиск – один из первых мемориальных памятников Царского Села. Обелиск стал композиционным центром Большого луга: от Рамповой аллеи для него был «сделан вид» и «устроен просек», он был прекрасно виден со всех сторон. Есть предположение, что место, выбранное для него, неслучайно. Монумент победы при реке Кагул, установленный на холме, плавно спускавшемся к «прудкам», от дворца воспринимался стоящим у реки…
Иванов М.М. “Пейзаж у Кагульского обелиска” 1790-е годы
В 1856 году часть пейзажного парка огородили невысокой чугунной решеткой (архитектор А.Ф. Видов). Здесь гуляла семья Александра II, личные покои которого располагались на первом этаже Зубовского флигеля и выходили в этот сад. В белые ночи в саду устраивались сельские балы: оркестр «прятался» тогда в боскете, а гости танцевали в духе «элегантной простоты».
В 1865 году по распоряжению императора Александра II архитектор Александр Фомич Видов спланировал и выполнил работы (1865-1867гг) по устройству камерного Собственного садика.
Министр императорского двора писал:
Центром Собственного садика стал фонтан из белого каррарского мрамора, устройство которого в парке было непростой задачей, в связи с высоким расположением паркового ансамбля. Видову пришлось составить специальный проект новой машины с оригинальной системой подачи воды специально для этого фонтана.
Художественное оформление фонтана было поручено скульптору Г.И. Ботта. Однако его замысел из-за превышения сметной стоимости был изменен Видовым.
На территории садика площадью чуть больше двух гектаров архитектор А.Ф. Видов расположил немало парковых украшений и детских затей: там были экзотические растения в кадках, цветочные клумбы, скамейки на извилистых дорожках, мачта для детских игр, фонтан*, фарфоровые табуреты-бочонки, мраморная скульптура и пергола* «из бременского камня», увитая плющом и диким виноградом.
*Фонтан и пергола были выполнены на Петергофской гранильной фабрике.
Царскосельские скамейки в Собственном садике
Осенняя клумба в Собственном садике
Фонтан “Ваза” в Собственном садике Екатерининского парка
В садике высадили около двадцати пород деревьев, в том числе и редких, таких как ильм, туя, кедр. Преобладали в нем вяз, клен, липа, ясень и береза.
Каждое отдельно стоящее дерево играет в пейзаже самостоятельную роль.
1900-е. Великие княжны Татьяна, Ольга и Мария в Собственном садике. Снизу справа – фарфоровый табурет
Собственный садик облюбовали дети:
В ноябре 1866 года архитектор Видов был удостоен ордена Святого Станислава 2-й степени за создание цветника и веранды (перголы) в Собственном садике.
Во время Великой Отечественной войны садик, как и все парки Царского Села, сильно пострадал.
В настоящее время Собственный садик восстановлен и открыт для посетителей. К сожалению, фонтан работает не часто: водопроводная вода плохо влияет и на мрамор, и на металлические конструкции фонтана.
Петербурженка размышляет: Мода дама капризная, в угоду ей мы часто совершаем поступки, о которых потом жалеем. Помните, как в далекое советское время мы легко прощались со старой мебелью, не идущей в сравнение с современной по долговечности; вышедшей из моды одеждой, превратившейся ныне в уникальный винтаж? А советская бытовая техника? Холодильник «Юрюзань», который купили мои родители в 60-х годах, работал 40 лет с полной отдачей и без единого ремонта. Более того, я так и не знаю, когда он прекратил свою «трудовую» деятельность: переезжая на новую квартиру, мы просто оставили его на старой. В рабочем состоянии. Мои дети за 14 лет сменили уже три современных холодильника!)))
Тоже и в архитектуре. Продуманный, изысканный пейзаж Большого луга сменился милым интимным уголком – Собственным садиком. Он уютный и очень красивый, а вот Кагульский обелиск, скрытый перголой и множеством деревьев, потерял не только свою композиционную значимость. Он утратил и историческую важность в контексте парка, если можно так выразиться)))
Специалисты считают, что устройство Собственного садика лишило нас одного из лучших пейзажных ландшафтов Екатерининского парка. Однако история не имеет сослагательного наклонения, а потому принимаем новый пейзаж и наслаждаемся его лиричным уютом:
Где искать: Пейзажная часть Екатерининского парка. У Зубовского флигеля Екатерининского дворца
Очень живописно. Снимки сделаны в удачное время. Осенью особенно красиво. Спасибо.
Осень всегда изменяет картинку и, главное, настроение…
Я все время летом попадала в парк. Хочу осенью!Такая красота, Лена. А капризы и переделки в угоду себе или моде всегда были. Наверное от этого не уйти. Холодильник старый и отработавший много лет ценен, конечно, как рабочая лошадка, а по виду и вместимости с новыми не сравнишь ведь. Приходиться выбирать.
Так я же и не говорю, Оль, что старое лучше. Скорее я сомневаюсь в упертой уверенности, что “раньше было лучше!”
А ведь на самом деле, Леночка, в каждое время свои прелести. Мы ведь это знаем хорошо.
И в этом самая большая радость жизни: находить очарование в этом разнообразии
Как много пришлось восстанавливать после войны, Елена, мы теперь воспринимаем эти памятник, садики как -будто они и не гибли. Был ли большой открытый газон лучше собственного уютного садика? Кто теперь это может утверждать? Сам садик смотрится ухоженным, красивым!
Уютно! И каждое дерево, наверняка, тоже несёт в себе историю. Одно скрыто, другое приобретает уникальность.. А про долговечность многих вещей можно говорить бесконечно ))
Да про долговечность это я так, к слову…
Хотя, когда возникают споры о том насколько вписывается в силуэт города тот или иной новый проект, такая аналогия может быть уместной. Только, кто может сказать что лучше новый дом хорошей архитектуры, или старое рассыпающееся здание, которое “помнит” кого-то
Город – живой организм. Да и классицизм, подаривший нам замечательные памятники архитектуры в Екатерининское время, во времена Николая I стал восприниматься, как казенный и скучный стиль.
Да что говорить, Эйфелеву башню когда-то в штыки приняли)))