Русский модерн на Витебском вокзале
Выставка «Мода русского модерна» открылась на Витебском. В картинном зале красивейшего вокзала Петербурга посетителям предлагается окунуться в атмосферу изысканного стиля. Александр Васильев проводит не первую подобную выставку. Летом этого года в Москве с успехом демонстрировалась первая привокзальная выставка «Век моды на Киевском вокзале», которая охватила столетний период истории моды.
В Санкт-Петербурге представленный «модный период» вчетверо короче (1890 – 1914 гг.), но не менее интересен, ибо главным героям этой выставки стал удивительный, утонченный и таинственный стиль модерн.
Витебский вокзал, построенный во время расцвета этого стиля выбран более, чем удачно. Историк моды и театральный художник Александр Александрович Васильевич тонко чувствует время и окружающую среду, и выбор темы для показа на этой площадке тому подтверждение.
Для всех нас одежда – неотъемлемая часть жизни, а капризница мода постоянно меняется. Иногда она предъявляет жесткие требования к костюму, в наше время ее величество Мода достаточно демократична. Мода это всегда отражение действительности, и, конечно же, история, пусть и в обиходном своем проявлении. Но вот, что интересно, историю моды, костюма мы знаем достаточно поверхностно.
Прикинула, что могу припомнить из прошлого? Фижмы, роброны, корсеты, турнюры… Но это скорее слова и смутное представление о предмете. А если нырнуть поглубже? Ферязь, армяк, епанча, охабень — эти уже и представить не всегда получается.
Трудно найти человека, который не продолжит есенинские строчки «Ты жива еще моя старушка», а вот кто скажет что за «шушун» надевала героиня стихотворения? Конечно, всеведущий Интернет все объяснит, но все же…
Увлеклась. А все потому, что рассказать о выставке что-нибудь, кроме того, о чем уже рассказали неутомимые Яша и Гоша (читай Яндекс и Гугл), практически нечего.
Потому, предлагаю просто пройтись вдоль стендов и посмотреть на модели, представленные на выставке. Между делом будет любопытно вспомнить знакомые из книг названия, и узнать, наконец, что же они означают)))
Утверждают, что записные модницы серебряного века меняли костюмы по семь раз на дню. Представляете, сколько времени уходило на смену имиджа?!!!
Для каждого действия существовал свой образ. Вот несколько образцов из повседневного обихода.
Платья по времени суток
- Чайное платье из кружева шантильи. Западная Европа 1905 г.
- Дневное платье из шелка с отделкой кружевом машинной работы. Казань, 1912 г.
- Вечернее платье из шифона с вышивкой гладью В стиле работ Пуаре. Париж, Франция, 1912.
Наряды для разных времен года
- Весеннее манто из сукна, отделанное кружевом баттенберг. Дом моды Maurice Mayer. Париж, Франция, 1905 г.
- Летнее платье из вышитого шелкового муслина. Ткань с вышивкой датируется 1790-м годом. Великобритания, 1914 г.
- Осеннее пальто из сукна с вышивкой флоральными мотивами. Ателье братьев Алексеевых. Москва, Россия, 1908 г.
- Зимний прогулочный наряд для девочки. Шуба и муфта из горностая. Чепчик из шелка. Россия, 1905 г. Зимняя тальма, ток и муфта из меха горностая. Мастерская С. И. Белкина (придворный поставщик). Москва, Россия, 1890-е гг.
Платья для разных дел
- Визитное платье из набивного шифона со вставками из тюля, вышитого пайетками. США, 1895 г.
- Прогулочное платье из шелка и кружева машинной работы с отделкой гирляндами анютиных глазок. Европа, 1914 г.
- Бальное платье из муслина с кружевной отделкой и жемчужными поднизами. Москва, Россия, 1913 г. Из гардероба Т. Н. Налбандовой – Самсоновой.
- Траурное платье
Костюмы для путешествий
- Прогулочное платье из бархата. Дом моды Frederich Loeset & Co. Бруклин, США, 1893 г.
- Летнее платье из шифона с гюйсом (матросским воротником). Россия, 1911 г. Морской костюм для мальчика из хлопка. Россия, 1900-е гг.
- Морской костюм из хлопка. Западная Европа, 1900-е гг.
А также:
- Прогулочный троттер из хлопка. Торговый дом Au Bon Marche. Париж, Франция, 1912 г.
- Вечернее платье реформ из кружева баттенберг. Москва, Россия, 1905 г.
А вы знаете, что такое «троттер»???
Яндекс объяснил:
Усложнила задачу поисковику: «Троттер в одежде». И что бы вы думали? Это просто костюм тройка! Век живи…
Заодно полюбопытствовала, что это за «платье реформ»?
И впрямь скромное платьице, чуть украшенное простенькими кружевами. Для дома – то, что надо!

Кружево баттенберг
Лукавлю. В этих платьях силуэт был более простым, позже его стали использовать и в более изысканных нарядах.
На этой веселой ноте, пожалуй, закончу, а если вам любопытно, можете посмотреть фотографии всей коллекции здесь.
© Елена Асташкевич, блог Я - петербурженка
Волшебная выставка! И здание Витебского вокзала подходит как нельзя лучше — одна эпоха. Очень красивая статья у тебя получилась!
Спасибо, Машуль! А выставка и впрямь классная.
А потом было продолжение: модерн, но уже архитектурный, на Петре. Полное погружение, представляешь?
Красота какая! Вот где вдохновение! Материалы, сочетание, покрой — как же это смотрится отлично!
наверное, модерн самый близкий для нашего времени стиль. Скажу честно, платья с робронами примерить никогда не хотелось (разве что в далеком детстве). А здесь каждую вторую модель прикидывала к себе)))
Феноменальная красота! Я в восторге! Такую выставку не посетить не возможно!)
НЕОБХОДИМО!!!)))