Шутники и мистификаторы
Розыгрыши, шутки, мистификации были всегда характерны для петербургской жизни. Были остряки и шутники, устраивающие их даже при дворе, хотя это могло кончиться крушением карьеры.
Одним из таких шутников, о выходках которого постоянно рассказывали анекдоты, был гофмейстер двора, обер-церемониймейстер Дмитрий Михайлович Кологривов. У него была подлинная страсть к уличным маскарадам. То он переодевался старой нищей чухонкой, мел тротуары и просил милостыню. То представлялся монахиней, собирающей средства на ремонт монастыря…
Если так шутили при дворе, то что уж говорить об обычной городской жизни! В домах, где собиралась гвардейская и лицейская молодежь, литераторы, театралы, в известных ресторанах — «У Андрие».
В настоящее время здесь разместился очередной ресторан фаст фуда «Craft Brew Cafe»
«У Талон» бывал Пушкин. Помните:
«К Talon помчался: он уверен,
Что там уж ждет его Каверин…»
А в Демутовом трактире — устраивались лукулловы пиры, иногда, в праздничные дни, затягивавшиеся на несколько суток.
В здании на Мойке 40 некогда находился знаменитый Демутов трактир.
Розыгрыши, которыми кончались порой такие застолья, иногда имели печальные последствия. Например, когда молодые кавалергарды в 1833 году устроили шутовские «похороны» нелюбимого ими командира полка генерал-майора Р.Е. Гринвальда под окнами его дачи на Каменном острове, организаторы «похорон» — Сергей Трубецкой и Александр Барятинский — были исключены из полка.
Нет Петербурга без «Кюба!»
Традиция ресторанных шуток и клоунад оказалась чрезвычайно живучей. В начале XX века огромное количество замечательных розыгрышей, совершенно бескорыстных, а иногда — и корыстных надувательств, знали стены знаменитых петербургских ресторанов, которые так вдохновенно воспел Николай Агнивцев:Здесь, в стенах этих ресторанов, сиял во всем блеске Серебряный век русской культуры. Пройдемся по знаменитым адресам.
Накануне революции лучшими ресторанами считались:
«Кюба» на Большой Морской 16:
«Донон» на набережной Мойки, 24:
«Медведь», который появился на месте Демутова трактира по тому же адресу— Мойка, 40;
«Контан» — Мойка, 58:
Славились также «Вена» — на углу Гоголя и Гороховой:
«Аквариум» — на Каменноостровском, 10-12;
Вот так выглядел вход в ресторан «Аквариум» в начале XX века.
В настоящее время небольшой сквер скрывает вход на знаменитую киностудию «Ленфильм».
Кабаре «Би- ба-бо» — в подвале Пассажа, на Итальянской, 19.
Совершенно особое положение занимала литературно-артистическая «Бродячая Собака» во дворе дома № 4 по Итальянской улице (1912-1915):
После закрытия ее идею подхватил «Привал комедиантов» на углу Марсова поля и Мойки (1916-1919).Каждый из перечисленных кабаре и ресторанов имел устойчивый круг посетителей и свои традиции. В «Бродячей собаке», например, были свои «кавалеры ордена «Собаки». Созданный и руководимый Борисом Прониным, этот артистический подвал привлек в свои стены лучших деятелей российской и европейской культуры Серебряного века.
Но для того чтобы подвал мог функционировать, приходилось приглашать и спонсоров, которых здесь презрительно называли «фармацевтами». Избежать этого обычно не удавалось. Вот как встречали в «Собаке» новый, 1913 год:
Вероятно, после всех пережитых волнений сама новогодняя ночь была поистине волшебной)))
Источник: Статья «Веселящийся Петербург», профессор СПбГУ С.С. Шульц
© Елена Асташкевич, блог Я - петербурженка
А знаешь ли ты, что в «Бродячей собаке» я однажды была. Попала туда случайно, меня затащила подруга на слет молодых поэтов. Скажу прямо, ни Ахматовой, ни Гумилева там точно не было. Удрали мы со второго отделения, потому что сил терпеть уже не хватало, да и сам слет похож был на комсомольское собрание, будто родом оттуда вышел. Подумала я тогда, что любой повтор чреват искажениями, а может и деградацией, так что остыла совсем я к идее «Бродячей собаки». Сейчас поглядела афишу, там вроде приличные вечера. Ты сама к ним когда-нибудь заходила?
Совершенно с тобой согласна. Как там говорится: История повторяется дважды: первый раз в виде трагедии, второй — в виде фарса
А в «Бродячую собаку» я не ходила. Да и поэтов современных не знаю. Да и есть ли?