Здание Адмиралтейства в Санкт- Петербурге
Слово «адмиралтейство» образовано от голландского «admiral», а то в свою очередь происходит от арабского «амир аль бахр» — «владыка на море». Англичане называют адмиралтейством министерство военно-морского флота.
В России же под адмиралтейством в Петровскую эпоху понимали район территории на берегу водоема, где располагались верфи, склады, мастерские для строительства, ремонта и снаряжения судов.
На территории небольшой русской деревни Гавгуево, существовавшей еще в XVI веке, было построено Адмиралтейство. Верфь была застроена одноэтажными деревянными корпусами, эллингами, мастерскими, магазинами. В специальной «каморе» изготовляли чертежи кораблей в натуральную величину.
Адмиралтейство строилось, как настоящая крепость: вокруг здания был сооружен земляной вал и прорыты рвы, наполненные водой. Земли непосредственно перед Адмиралтейством запрещалось застраивать домами. Это позволяло иметь хороший обзор местности в случае внезапного нападения. Так возник Адмиралтейский луг (или Адмиралтейская площадь), простиравшийся до Мойки. Гласис (незастраиваемое пространство перед крепостью) Адмиралтейского луга предохранял крепость от частых в Морской слободе пожаров.
Когда стало понятно, что Адмиралтейству не придется выполнять роль крепости, гласис потерял свою актуальность, а вокруг здания Адмиралтейства на месте земляного вала, был разбит бульвар. И именно сюда, надев широкий боливар, приезжал Онегин, чтобы узнать свежие новости. Позже здесь был разбит Александровский сад и проложен Адмиралтейский проспект.
В здании над главным въездом размещалась Адмиралтейств-коллегия, вошедшая позже в Морское министерство.
Первый корабль, построенный в Адмиралтействе, был спущен на воду в 1706 году. Многие суда Петр I закладывал лично. Так, в 1709 году был заложен 54-пушечный линкор «Полтава», на следующий год – линкор «Выборг».
Каждый корабль спускался на воду с особой торжественностью.
В 1718 году был спущен на воду 90-пушечный корабль «Старый дуб», построенный самим Петром из казанского дуба. Из рук генерал-адмирала царь получил в награду две серебряных кружки пива на серебряном блюде.
В день спуска на Адмиралтейском лугу выстраивались войска, на Неве стояли корабли, украшенные флагами, с бастионов Адмиралтейства гремели пушечные залпы, войска отдавали ружейный салют и кричали троекратное «ура».
Так описал А.С. Пушкин картину спуска на воду первых русских кораблей.
После спуска на новом корабле устраивали пир для строителей и приглашенных гостей, а простой народ отправлялся в кабачок, расположенный у Адмиралтейства, «Петровское кружало».
До 1844 года Адмиралтейство было действующей верфью. Здесь же располагались Морское министерство и Военно-морской музей. А затем все стихло. Не стучали больше топоры, не звенели пилы, не пахло смолой и свежевыструганным деревом. Для строительства кораблей требовались большие пространства и новые технологии.
Лишь в 1865 году жизнь в Адмиралтействе несколько оживилась. Отсюда стали производить пушечные выстрелы, которыми Петербург отмечал полдень*. Это стало традицией, и до 1874 года каждому новому дню салютовал пушечный залп, данный из Адмиралтейства. Позже полуденный выстрел уже раздавался с бастиона Петропавловской крепости.
*Достоверность сведений о пушечных выстрелах из Адмиралтейства поддерживаются не всеми авторами.
В 1925 году в стенах одного из старейших зданий Петербурга – Адмиралтейства – замелькали белые фуражки, синие гюйсы и полосатые тельняшки. Здесь открылось Высшее военно-морское училище имени Ф.Э. Дзержинского, которое по сию пору воспитывает будущих офицеров российского флота.
От Петербурженки: Тема первого рассказ в рубрике «Здания» не случайна. Адмиралтейство не только одно из старейших зданий Санкт-Петербурга.
Оно является композиционным центром знаменитой трехлучевой системы улиц в центре города – «Адмиралтейского трезубца».
© Елена Асташкевич, блог Я - петербурженка