Усадьба забытая, усадьба потерянная
Четыре года назад случай привел меня в Приозерск. Правда, до центра добраться не удалось, зато посчастливилось увидеть удивительную усадьбу Ампиала.
Тогда же был написан и этот пост, пропавший вместе с прежним блогом. К счастью, восстановить запись я смогла и фотографии остались. А вот самого поместья больше нет, сгорело два года назад.
Узнала я об этом, когда решила восстановить прежнюю статью. И теперь вместо названия «Поместье Ампиала в Приозерске», появилось другое: «Усадьба забытая, усадьба потерянная». И все же не откажу себе в удовольствии познакомить вас, мои читатели, с этим утраченным поместьем. Привожу написанную некогда статью почти без изменений.
Поместье Ампиала в Приозерске — образец деревянного модерна рубежа ХХ века.
В укромном уголке Приозерска, недалеко от въезда в город со стороны Санкт-Петербурга, пряталось еще недавно поместье Ампиала…
Видно, плохо пряталось(((
Говорят, что когда-то здесь было много ужей, а у финнов это считается лучшим доказательством «здорового» места, где легко прожить не меньше ста лет.
Первым хозяином участка называют некоего купца Васильева, позже поместье несколько раз меняло хозяев, пока его не приобрел Юхо Ампиала. При нем поместье несколько раз перестраивалось, при нем же приобрело широкую известность в художественных кругах, да и имя хозяина окончательно закрепилось за этим уютным уголком северной природы.
Одно из крупных земельных владений — поместье Ампиала сохранялось в цельном, не разбитом на мелкие участки, виде вплоть до финской войны.
Главное двухэтажное здание предположительно было возведено не позднее 1890-х годов. В начале ХХ века архитектор Харольд Неовиус добавил к нему третий этаж с летними комнатами. Тогда же была возведена и обзорная башня.
Поместье было образцовым: поля огораживались, болота осушались, свой маслозавод не только обеспечивал продукцией обитателей поместья, но и отправлял в местный кооперативный магазин и Кексгольмский приют.
Но не только хозяйственной деятельностью славилось поместье. Юхо Ампиала был человеком творческим: он и сам занимался живописью, и приглашал для отдыха и работы талантливых людей со всей Финляндии. Художники, литераторы, музыканты собирались в поместье, ставшем настоящим оазисом северной культуры.
До 50-60 гостей собирались в усадьбе, чтобы поработать на пленэре, отдохнуть, порыбачить и, конечно, поговорить. С 1900 по 1936 год существовал этот «финский Коктебель», и был он, пожалуй, помасштабнее волошинского.
На скромном мостике, сохранившемся до сих пор, с поэтическим названием Эмма (в честь популярного в Финляндии романа о несчастной любви) по вечерам собирались местные жители и гости усадьбы. Посиделки на мосту превращались в импровизированные концерты. На таких творческих встречах ежегодно собирались мастера культуры Финляндии.
После войны в поместье открылся санаторий, а позже распахнул для детей двери пионерский лагерь «Дельфин». Перестройка привела в запустение поместье, пока в 2001 году местный предприниматель Александр Котенев не приступил к реставрации главного здания.
Рассказывают, что в усадьбу как-то приезжал племянник бывшего хозяина. В память о Юхо Ампиала он построил себе дом в Финляндии по тому же проекту.
20 июля 2001 года поместье Ампиала получило государственную «охранную грамоту», как замечательный ландшафтный памятник садово-паркового искусства и деревянного зодчества эпохи модерн.
Когда мы с внучкой гуляли по поместью, реставрация еще продолжалась. Правда, в соседнем (возможно когда-то хозяйственном) корпусе небольшая гостиница уже принимала постояльцев.
Увы! Что имеем, не храним…
Тогда внешний вид территории и сам корпус производили сомнительное впечатление, но номера были вполне современные и уютные. Появились на территории поместья и новые отдельные домики, где можно было устроиться семьей или небольшой компанией.
Не могу сказать, что стало с турбазой, а вот главной достопримечательности этого места больше нет…
© Елена Асташкевич, блог Я - петербурженка