Воспитание Павла
Известно, что характер человека, который и определяет его судьбу, складывается в детском возрасте, как под влиянием наследственных склонностей, так и полученного воспитания. Процесс этот можно проследить далеко не всегда, но в случае с императором Павлом на помощь приходят «Записки» его воспитателя Порошина, опубликованные полностью в 1881 году и с тех пор не переиздававшиеся.
Воспоминания Екатерины Великой так же могут пролить свет на воспитание цесаревича, только можно ли относиться к ним с абсолютным доверием? Если Екатерина — несчастная обиженная мать, у которой отняли любимое чадо, то ее взгляд на воспитание сына бабушкой должен быть весьма критическим. Что, собственно, подтверждается ее рассказами о раннем детстве цесаревича.
Сама Фике, будущая Екатерина II, получила хорошее домашнее образование, а вот родительской любовью принцесса не была обласкана. Те были недовольны ее «мальчишеским» поведением, внушали ей, что она некрасива, а взбалмошная мать свой материнский долг исполняла весьма своеобразно.
Согласитесь, что люди, не получившие в детстве своей порции родительской любви, нередко сами становятся несостоятельными родителями. Вот и Екатерина, воспитанная без ласки, не понимала и не принимала чрезмерную опеку, которой окружила цесаревича царственная бабушка Елизавета Петровна.
Чего здесь больше тревоги и боли за любимого ребенка, или обиды и ревности?
Эти воспоминания повторяются во всех исследованиях, посвященных императору Павлу I. И других свидетельств о младенчестве Павла нет. Но ведь и сами «Записки» Екатерины не так уж безупречны с точки зрения исторической правды.
Замечу, что Екатерине удалось создать памятник своему ВЕЛИЧИЮ. Конечно, внимательные историки находили множество нестыковок в ее мемуарах, но усилия Великой лицемерки увенчались успехом. Первое, что всплывает в памяти при упоминании Екатерины II — ВЕЛИКАЯ. Не умаляя результатов ее правления, стоит все же относиться к ее личности более осознанно.
Очень интересна в этой связи работа М. М. Сафонова «Записки…» Екатерины II о себе и Романовых. (Настоятельно рекомендую!)
В свете всего вышеизложенного стоит ли верить мемуарам Екатерины матери о неправильном воспитании цесаревича? Екатерина нарисовала красивый образ «страдалицы», который и остался в истории.
Так Екатерина создала о себе красивую легенду. Даже сейчас, в XXI веке, когда нельзя сетовать на отсутствие информации, Екатерина предстает все в том же образе — Великой, иногда униженной, но всегда правой и благородной. Немалое количество фильмов и российских, и зарубежных дружно поют осанну Екатерине Великой.
Однако вернемся к маленькому мальчику, которого ждала трагическая судьба.
Как ему жилось в заботах любвеобильной одинокой императрицы, казалась ли ему опека царственной бабушки чрезмерной?
Но и Елизавета Петровна внесла свою недобрую лепту в становление личности будущего императора. И без того сложные отношения матери и сына ее стараниями были почти окончательно разрушены.
Отношения с отцом у великого князя Павла Петровича так же нельзя было назвать близкими. Петр Федорович иногда заходил к мальчику, но не более. Тем не менее, Павла обижало открытое пренебрежение к отцу и нескрываемые насмешки над ним. Эту обиду и боль за близкого человека он пронес через всю жизнь…
Взрослые за дворцовыми интригами не замечали маленького переживаний мальчика. А он восприимчивый и умный наблюдатель, лишенный любви самых близких ему людей, отмечал мелочи, размышлял, делал выводы.
Все отмечали, что Павел был способным учеником. Случайно оказавшись на уроке сына (это случилось уже после смерти Елизаветы) император Петр III заявил учителю:
«Я вижу, этот плутишка знает предметы лучше вас».
А Порошин отмечал в своих записках:
Через два года Елизавета подыскала нового учителя. Наставником великого князя на долгие годы стал Никита Иванович Панин. Хорошо образованный человек, придерживающийся прогрессивных взглядов, дипломат, камергер Панин был сторонником конституционной монархии. Никита Иванович познакомил юного ученика с русской и западноевропейской литературой. И не только познакомил, увлек. Уже в первый год Павел прочел немало книг.
Именно благодаря Панину Павел вырос эрудированным и начитанным. Его считали блестяще образованным монархом: он хорошо разбирался в математике, прекрасно знал историю, не только в совершенстве знал русский, французский и немецкий языки, но и владел старославянским и латынью.
Павлу было семь лет, когда умерла царственная бабушка Елизавета Петровна. К власти пришел Петр III. Казалось бы, мальчик, наконец, дождался и материнской ласки и внимания отца. Не тут то было! У Екатерины уже были серьезные планы на корону, а Петр к сыну был просто равнодушен.
Наверное, именно тогда, когда вера в справедливость была безжалостно стерта, в душе юного романтика стали проявляться черты «русского Гамлета».
Источники:
Анатолий Иванов «Ниеншанц брали дважды»
С. И. Бестужева-Лада «Екатерина Великая»
М.М. Сафонов «Записки…» Екатерины II о себе и Романовых»
Артемий Ермаков, кандидат исторических наук «Император Павел I и его роль в русской истории. НЕВОЛЬНИК ЧЕСТИ»
Михаил Пазин «Запретные страсти великих князей»
© Елена Асташкевич, блог Я - петербурженка
Елена, рада, что ты опять появилась. Получила, как всегда, много удовольствия от чтения твоего поста. Содержательно, интересно, живо. Спасибо, дорогая.
Захвалила…
Спасибо.
Алаверды отправила)))
Дорогая, знаю, какое это нудное дело. Это совсем не обязательно.
Ты про «алаверды»?
Ну не скажи. С одной стороны выход в другой (тем более дружественный) мир. С другой стороны всегда приятно поговорить с хорошим человеком. Пусть и опосредованно.
Интересное исследование! Историкам трудно оценивать личность Павла I… Трудные отношения с матерью, недолгое царствование, предательство сына… Но всё же закон о престолонаследии, им изданный, соблюдался неукоснительно — после Павла I на российском престоле не было ни одной женщины! Кстати, мои иностранные туристы, часто спрашивают, почему ни одна из дочерей Николая II не могла считаться наследницей престола. Именно, согласно павловскому акту о престолонаследии!
И ещё в армии остался «павловский» парадный шаг.
Кроме этого — предательство лучшего друга, измена жены (первой). Не позавидуешь! А еще одиночество — при жизни, и после смерти…
Да и сделать он успел немало. Ослабление крепостнических тягот, и урезание дворянской вольницы. Понятно, что это не могло понравиться распущенным Екатериной барчукам, но ведь и Александр не отменил ограничений в «вольности дворян».
Только об этом не помнят, предпочитая повторять анекдоты про сумасбродного императора.
«Бедный, бедный Павел!»