Кикины палаты
На Ставропольском переулке недалеко от Смольного собора стоит одно из немногих сохранившихся зданий раннего Петербурга — «Каменные палаты» Александра Васильевича Кикина. На фоне современных зданий оно кажется маленьким, но для начала XVIII века (здание было построено в 1714 году) — это роскошный городской дом. И название «каменные палаты» в то время говорило о многом. Ведь большинство построек в первые годы существования города были деревянные или мазанковые. Кирпичные же дома строили только вельможи.
Со времени постройки Кикины палаты неоднократно перестраивались. И тем не менее, это единственное здание в этой части города, которое, хотя бы частично, сохранилось с петровских времен.
Назначенный руководителем интендантской службы Адмиралтейства Александр Васильевич распорядился устроить в этом месте «Смоляную баню», в которой из смолы, привезенной из деревень, приписанных к Адмиралтейству, гнали деготь для петербургских верфей. Об этом напоминают названия Дегтярной улицы и одноименного переулка, расположенных в этом районе.
В 1715 году обвиненный в казнокрадстве (и не без оснований) был сослан в Москву. Позже, в ходе следствия по делу царевича Алексей А.В. Кикин был арестован, судим и казнен в 1718 году. Видимо, предательство Кикина Петр I воспринял, как личную обиду.
Казнь вельможи была страшной: с большими перерывами его четвертовали, последовательно отрубая руки, ноги и лишь затем голову.
Дом адмиралтейств-советника переходит в казну, а после казни владельца сюда переводят собрание петровских «раритетов», и здесь открылся первый в России музей — Кунсткамера («кабинет редкостей» в переводе с немецкого)
Здесь были собраны модели кораблей и машин, приборы и инструменты, книги и глобусы, географические карты и чучела животных. При Кунсткамере нашла свое место и первая государственная библиотека, насчитывавшая уже в то время 15 тысяч томов. По указу Петра I музей был объявлен общедоступным и бесплатным.
Но одно дело указ, и совсем другое — традиции. Книги не были в чести, театр называли «бесовской потехой», Кунсткамеру обходили с опаской.
Преодолеть косность, консерватизм и невежество Петру приходилось во многих сферах жизни. Не всегда поворот к новому был таким гуманным, как в случае с первым российским музеем. Вот как об этом пишет Ю. Тынянов:
Однако вернемся к Кикиным палатам. В 1727 году музей переехал в специально построенное для него здание на Васильевском острове, а каменные палаты стали переходить «из рук в руки». В разное время здесь размещались морская школа, лазарет церковь Конногвардейского полка и другие учреждения.
Каждый хозяин, приспосабливая здание к своим нуждам, изрядно перестраивал его. Особенно пострадало здание в 20-х годах XIX века, когда было разобрано крыльцо и уничтожена отделка фронтонов. Палаты приобрели сухой казарменный вид, характерный для «казенной архитектуры николаевского правления.
От артобстрелов пострадало здание в годы Великой Отечественной войны. Однако не даром говорят «не было бы счастья, да несчастье помогло». Когда после войны встал вопрос о восстановлении разрушенного здания, была предпринята попытка возродить Кикины палаты, как значительный исторический и архитектурный памятник. Только в каком виде?
Первоначально палаты на высоком цоколе были двухэтажными в центральной части с одноэтажными боковыми крыльями и высоким крыльцом. Фасады были украшены кирпичными архитектурными деталями, характерными для петровского времени. Оконные и дверные проемы обрамляли наличники с волютами и карнизами.
Приспосабливая палаты под Кунсткамеру, надстроили один этаж, и здание в центре стало трехэтажным, а боковые крылья — двухэтажными. Этот исторический вариант здания и был принят к восстановлению.
Началу восстановления предшествовала серьезная подготовительная работа: изучались старинные атласы и панорамы, исследовались сохранившиеся чертежи зданий, построенных в первой четверти XVIII века, были найдены и изучены составы растворов и кирпичной кладки, первоначальная черепица и остатки архитектурных деталей Кикиных палат.
И только в 1956 году был воссоздан жилой дом петровской эпохи, в котором снова появилось с высокое крыльцо, арочные оконные проемы на фасаде 3-го этажа, появились архитектурные украшения, овальные слуховые окна. Крышу украсила деревянная балюстрада, была воссоздана расстекловка окон. Здание окрасили в два цвета, которые были обнаружены при археологических исследования старых стен: красные стены и белые архитектурные детали.
P.S. Если Вы отправитесь на прогулку к Смольному, или решите посетить Музей воды, сделайте маленькую остановку у этого здания, одного из немногих, которое помнит Великого Петра. Оно стоит того.
© Елена Асташкевич, блог Я - петербурженка