Экскурсионный трамвай
Из истории трамвайного движения в России
Первый трамвай продемонстрировал России инженер Ф. А. Пироцкий. Случилось это событие 22 августа 1880 года в Санкт-Петербурге. А с 1881 года трамваи забренчали по всему миру: за 10 лет трамвайное движение прочно обосновалось в 14 государствах и 274 городах разных стран.
В России же трамвай не сразу проложил себе стальную дорожку. Правда, по Киеву в 1892 году побежали звонкие вагончики, но это только благодаря инициативе инженера Струве А.Е. Позже, и тоже благодаря деятельности активных личностей, трамваи появились в Нижнем Новгороде (1896), Курске, Орле, Витебске и Москве (1898).И только Санкт-Петербург оставался на конной тяге. Дело в том, что согласно долгосрочным договорам с владельцами конок, земля всех центральных улиц была сдана им в аренду. Им же было совсем невыгодно отдавать свой доход электрическим трамваям.
Правда, в 1885 году появились первые трамваи и в Петербурге, но не на улицах города, а…
На зимней Неве! Такие «ледовые» трамваи курсировали от одного берега к другому, переправляя пассажиров с левобережной части города на Васильевский остров, Петроградскую и Выборгскую стороны.
Наконец, в 1902 году власти города выкупили права на землю у частных владельцев. Два года ушло на проектирование питерского трамвайного движения, и в 1905 приступили к осуществлению проекта.
29 сентября 1907 года состоялось открытие трамвайного движения в Санкт-Петербурге.
Экскурсионный трамвай
Несколько лет назад довелось мне прокатиться на экскурсионном трамвае. Маршрут показался впечатляющим: вся Садовая улица, Марсово поле, Троицкий мост, улица Куйбышева, Финляндский вокзал, Лиговский проспект, Итальянская улица. Самый центр, и за смешные деньги! Вся, почти полуторачасовая экскурсия – 100 рублей. Пребывала в полной уверенности, что рассказывать нам будут о красотах, мимо которых пролегал наш маршрут.
Но не тут-то было! Симпатичный молодой человек, прерываясь на полуслове, когда старый трамвай начинал дребезжать, пыхтеть, или громко скрипеть, увлеченно поведал нам историю о питерском трамвае. Конечно, всех фактов я не вспомню, но о том, что удивило и «улыбнуло», расскажу.
Вот он, красавец – питерский трамвайчик, или МС-ка, как называли его жители Петербурга, и, как до сих пор зовут трамвайщики. Именно питерский: во времена, когда трамвай был королем среди общественного транспорта, трамваи выпускали заводы разных городов, и разные модификации.
Я до сих пор помню удивление от «новых» для меня трамваев Одессы, или Киева. А эти воспоминания из шестидесятых. Прим. Автора
МС-4 (так официально звался наш герой) – Моторный Стальной 4-й модификации, выпускался заводом «Красный Путиловец» в 1932-1933 годах. На этих вагонах был применен металлический каркас кузова, что существенно увеличило его прочность по сравнению с используемыми на более ранних моделях кузовами из деревянных стоек на стальной раме. Историческая справка
Наш гид рассказывал, что трамваи, этой модели, оказались настоящими долгожителями. В 1968 году, когда вся страна «в едином порыве» начала готовиться к 100-летнему юбилею со дня рождения В.И. Ленина, какой-то умник вспомнил, что выпуск модели МС (видимо, первые модификации) начался в 1924 году – году, омраченному смертью вождя. А такой факт, по мнению умника, был… «вопиющим»!
В связи со всем вышеизложенным весь трамвайный парк, насчитывающий десятки тысяч трамваев МС, был заменен на более современные, но менее выносливые и подвижные. Однако, эти милые «старички» продолжали работать: некоторые были проданы в другие города и даже страны, другие остались в родных пенатах: трамвайных парках.
Имея небольшие габариты, эти юркие вагончики, продирались сквозь пробки (хоть в те далекие времена редкие и небольшие) и выручали своих сломавшихся младших братьев, вытаскивая буквально на своем хвосте, потому как силища у них – неимоверная.
В трамвайных депо, они «разводили по стойлам» своих неуклюжих молодых родственников. Служили они и лабораториями на колесах, и учебными классами. Несколько вагонов работают до сих пор, как тягачи. Наш знакомец водит экскурсии, а еще один – работает «музейным экспонатом», в перерывах снимаясь в кино.
В фильме «Мастер и Маргарита» (В. Бортко, 2004г) снимался наш герой. И съемки проходили в Санкт-Петербурге. Как заметил наш замечательный гид, этот факт можно бы назвать историческим кино-ляпом. Дело в том, что в питерских трамваях с самого начала была предусмотрена система безопасности, и наш трамвайчик, как бы ни старался, отрезать голову Берлиозу никак бы не смог в отличие от московской Аннушки (некогда популярный маршрут трамвая – трамвай №А — в Москве).
Работа трамвайных вагоновожатых (язык не поворачивается назвать их водителями) была трудной, а порой и опасной. Начнем с того, что они всю смену стояли на ногах. Вагоны не отапливались, в первых моделях не было дверей, то есть в любую погоду разница между температурой на улице и в кабине вагоновожатого была не больше пяти градусов.
Чтобы повернуть рычаг управления, нужно было применить недюжинную силу. При этом резкий рывок так же грозил неприятностями. Не объясню причину, но где-то что-то контактировало, что-то замыкалось, в результате на голову трамвайного капитана сыпался сноп электрических искр.
Да и пассажиры, как, впрочем, и сейчас, не всегда были «дружелюбно настроены». Вот этот костыль применялся не только для перевода стрелок, но иногда служил орудием защиты, как монтировка в руках современного водителя. Кстати, стрелки вагоновожатые не переводили – они вообще не имели права покидать кабину, для этого имелся специальный человек.
Теперь понимаете, почему я так уважительно говорю о Вагоновожатых?
Вернемся к температурному режиму. Точнее к зимним перевозкам. Трамваи того времени, как я уже говорила не имели дверей в кабине у вагоновожатого, но существовала дверь между кабиной и пассажирским салоном. В других моделях, напротив, дверь в кабину имела место быть, а салон оставался открытым. Но эта разница не сильно изменяла комфортность поездки. В морозные зимы холодно было всем, а печек, как я уже говорила, не было.
На фотографии – современное нововведение исключительно для удобства экскурсантов.
Итак, представьте: температура за окном -300, в салоне – максимум -250, а ехать – через весь город! Помните, как говорит Михаил Задорнов: «Почувствуйте гордость!»
Короче, в трамваях все без исключения ездили с камнем за пазухой! Точнее – с кирпичом. С вечера кирпич помещали в печь, благо печное отопление было в каждом доме, утром горячий камушек заворачивали в тряпки, и – за пазуху. Постепенно тряпки убирали, и благополучно приезжали на работу, а там – своя печка за смену снова нагревала кирпич.
А знаете, откуда пошло выражение «Метр с кепкой»? Да-да, отсюда же, из трамвая. Дети ездили бесплатно не до определенного возраста, а до метрового роста. Видите зарубку. Послушные детки, слушались родителей, подходя к ростометру, снимали головные уборы и даже приседали слегка. Но были и те, что очень хотели быть «взрослыми», и, раздуваясь от собственной значимости, вставали на цыпочки, и, ни за что не снимали кепку. Вот они-то и стали притчей во языцех, да еще и с кепкойJ
Еще немного о трамвайных правилах. Сейчас уже не вспомню точную цифру, но официальная вместимость трамвая была очень высокой. Подчеркиваю, официальная. Трамвайчик совсем небольшой. Трамвайные пути заканчивались тупиком, а потому в трамвае – две кабины. Приехав на конечную станцию, вагоновожатый просто перемещался в другую сторону трамвая. Вторая кабина тоже отнимала пространство.
Мы вместе с гидом пытались разместить (визуально) то количество людей, которое было обозначено в технических условиях. Как-то не получилось, даже мысленно.
Но ездить можно было везде, кроме «колбасы» (так называли сцепку трамвая, которая находилась позади вагона): на подножках и на окнах.
Особого риска не было: попасть под колеса машины было маловероятно, потому, как и автомобилей-то было совсем немного. А вот покупать билеты должны были все: и те, что в салоне, и те, что с комфортом на окнах, и те, что гроздьями на подножке.
Похожие трамвайчики я помню: сидения вдоль салона, поручни под потолком… Но двери вроде были, и кабина одна. Или нет? И вроде бы подлиннее вагон был? Или тогда все вагоны были большими?
В заключение, как положено, немного рекламы:
Тут Вам предложат и Абырвалг (прямо по Булгакову),
и Пух и Перья. Это не какой-то там синтепон!
Ну, а если серьезно, очень рекомендую: экскурсия замечательна, а 100 рублей не деньги.
К сожалению, не могу сейчас дать точную информацию об экскурсиях. Два сайта дают абсолютно разные сведения, поэтому узнавать лучше ближе к тому времени, когда Вы соберетесь на экскурсию.
К читателю:
Санкт-Петербург наполнен достопримечательностями высокой значимости. Достаточно сказать, что в знаменитый список охраняемых памятников исторический центр города включен полностью, плюс пригороды, которых немало. А еще музеи, храмы, парки, памятники. Всего не перечислить.
И тем не менее, сегодня я говорила не о них. А почему? Не знаю. Возможно, потому, что еще не вижу четкой структуры блога, а рассказать все сразу просто невозможно. Или потому, что вспомнилась вдруг эта замечательная экскурсия, о которой я вела речь, и захотелось снова окунуться в атмосферу того, летнего, радостного настроения. А может быть, потому, что этот рассказ больше, чем описание известных достопримечательностей, передаст тональность, в которую я бы хотела окрасить этот блог. Какую? Думаю, ты и сам поймешь, мой умный, неравнодушный Читатель.
© Елена Асташкевич, блог Я - петербурженка